Гимнастика для ума

28/09/2018

Театральный мир тесен. Это действительно так. В театре очень трудно встретить практически незнакомого человека. Обязательно найдутся общие друзья или знакомые. Актеры труппы новомосковского театра узнали о Валерии Якунине и его творческом пути задолго до того, как познакомилась с ним лично.

Валерий Якунин

Впервые о режиссере-постановщике будущего спектакля нашего театра «Мышеловка» по пьесе Агаты Кристи поведал главный режиссер театра Дмитрий Краснов. В 2004 году он, начинающий режиссер тульского театра был приглашен на постановку японской сказки в Московский камерный театр, художественным руководителем которого был Валерий Якунин. Изящный, самобытный спектакль имел большой успех у московского зрителя, заняв достойное место на многих театральных фестивалях. Это стало основанием для продолжения творческих отношений между двумя режиссерами.

Валерий Иванович ЯКУНИН - заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Работал в областных драматических театрах Сарова и Калуги. Стажировался в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой у Валерия Фокина. Двадцать пять лет возглавлял Московский областной драматический камерный театр.

В феврале 2018 года начались репетиции классического детектива. Артисты Ирина Товологина, Максим Игнатов, Валентина Кинарова, Александр Халилеев, Нинель Платонова, Егор Гречнев, Алексей Яблонский, Вадим Нефёдов и Надежда Ермакова, которых выбрал для этой работы режиссер, погрузились в атмосферу уютного английского пансиона Монксуэлл-Мэнор. Художник спектакля Наталья Агарева со своей командой декораторов, бутафоров, плотников и костюмеров приступила к созданию интерьера и костюмов.

И вот сейчас, когда до премьеры спектакля остались считанные дни, на вопросы о пьесе и спектакле, о его жанре, о своей профессии в целом Валерий Якунин поделился своими мыслями с пресс-службой театра и с вами дорогие любители театра.

Делай что должно, и будь что будет

- Я не знаю, кто первым произнес эти слова – царь Соломон, Конфуций, Кант или Лев Толстой - но они давно мои, они ведут меня по жизни. Я считаю, что они формируют стратегию жизнедеятельности любого разумного человека. Надо достойно нести свою персональную судьбу, не привязываться к промежуточным результатам, не зависеть от конечной цели. Делай что должен не кому-нибудь, а своей совести. Делай то, что надлежит, ничего не требуя взамен. Тогда больше вероятности, что случится ожидаемое. Я верю в судьбу и не играю с нею в игры. Нельзя выгадывать, бесполезно просчитывать. Все попытки жить по чужим правилам завершаются неудачами. Нужно доверять самому себе. В нас самих и причина и следствие.

Пьеса для королевы Мэри

- «Мышеловка» была написала Агатой Кристи в качестве пьесы для радиостанции по случаю 80-летнего юбилея королевы Мэри. Но это произведение пользовалось такой горячей любовью любителей детективов, что она решила переписать его для театра. Спектакль идёт с 1952 года и каждый раз собирает аншлаги — это абсолютный рекорд среди спектаклей-долгожителей. Тот, кто хотя бы на несколько дней попадает в Лондон, считает для себя необходимым просмотреть спектакль по этой пьесе. «Мышеловка» в британской столице — это такая же достопримечательность, как Букингемский дворец, Тауэр или театр «Глобус». Объясняя успех «Мышеловки», Агата Кристи говорила, что в этой пьесе каждый зритель найдет что-то свое, сюжет будет держать его в руках все два акта, удивляя неожиданными поворотами. Такие удивительные истории писала королева детектива Агата Кристи — женщина, которая никогда не общалась ни с криминальными структурами, ни со стражами порядка. Она просто обладала аналитическим умом и хорошим слогом. Говорят, что она сочиняла свои произведения, лежа в ванне и грызя яблоко. Это состояние давало ей возможность расслабиться и спокойно продумывать очередной замысловатый сюжет. Что касается пьесы, она не так проста, как может показаться. Важно сделать происходящее на сцене таким, чтобы зритель все время был в напряжении.

Смысловой эпицентр «Мышеловки»

- Хочу воспользоваться афоризмом Чарльза Диккенса: «В каждом из нас есть непреодолимое желание узнать, что затаилось в темных углах человеческого сердца». Есть такое английское идиоматическое выражение – «скелет в шкафу», означающее определённый скрываемый факт биографии, который в случае его обнародования способен нанести значительный урон репутации. У вас никогда не было такого желания - раскрыть все свои самые глубокие страхи, которые вы никому не рассказываете? Высказать, выговориться и все-таки узнать, что по этому поводу думают другие? Иногда люди думают, что многие серьезные проблемы в их жизни - пустяки. И когда начинают доставать старые скелеты из шкафов, становится страшно, больно, а иногда нестерпимо стыдно. Работая над этой пьесой, я просил актеров покопаться в своих «шкафах памяти». И, может быть, найти нечто, что было бы эмоционально близко к ощущениям главных героев нашего спектакля.

Ремесло моё — быть откровенным
(«Король Лир». Уильям Шекспир)

- Я высоко ценю актеров, владеющих своим ремеслом. Беда театра - когда истинные чувства засоряются штампами и иллюстрацией чувств. К сожалению, недаровитых много, а талантливых - до отчаяния мало. Ведь актеру позволяется творить! Своими чувствами, нервами, всей плотью «сконструировать» другого человека. Создать, вылепить и вдохнуть жизнь в него. А ведь это - дерзость! Только Богу дано создавать себе подобных. Актёр же, воплощая на подмостках множество разных сценических персонажей (ролей), с разными характерами, разными судьбами, а порой (с помощью гримёров) и разными лицами, вживаясь в них, по заветам Станиславского, берет на себя отчаянную смелость соперничать с Творцом.

Особая биологическая форма

- Театр - искусство элитарное. Не в том смысле, что для элиты, - нет! Но, по подсчётам социологов, от крохотного поселения до мегаполиса в театр ходят всего три процента жителей. Понимаете? Театр существует для людей, по-настоящему испытывающих в нём необходимость! В театре первично чувство, мысль – вторична. Разбудить в человеке чувство, СО-чувствие, СО-участие - главная задача и цель театра.

Театр пробовали сделать всяким: и пропагандистским, и наставническим, и агитационным, и бог знает еще каким. Но это все от лукавого. Вообще-то, театр никого ничему не научил. Не перевоспитал. Не оберег. Он, как шлюз, помогает нам поднять заскорузлые, заржавелые заслонки души нашей, чтобы хлынули чувства. Почему люди плачут в театре? Сопереживают персонажам? Ведь умом-то понимают, что они в театре. Что все на сцене не взаправду, не настоящее. А плачут! Единственное, чему театр учит - чувствовать. Сопереживать не себе, а другому. Работа в театре (актер, режиссер, гример, осветитель, реквизитор и так далее) – это особая биологическая форма существования. Мы часто иронизируем: дескать, в театр идут работать люди не совсем «здоровые», далекие от меркантильных целей. Да не работают они в театре вовсе, а служат. Служат Театру.

Убийство в замкнутом пространстве
(Герметичный классический детектив)

- Детектив в театре — ну чем же он хуже других жанров? Спектакль может быть талантливым или бездарным, угробить можно любого, самого почитаемого автора. А можно и из «невысокого» жанра сотворить зрелище стильное, умное и завораживающее. Все дело во владении профессией тех, кто берется ставить спектакль. Да, конечно, Агата Кристи — это не Шекспир и не Чехов. Но судить мы все-таки будем по законам жанра, а в своем цехе Агата Кристи первая из лучших. Детективы, как бы и кто бы их ни порицал, вещь популярная. И кто из нас, положа руку на сердце, откажется долгим зимним вечером от пледа и хорошего детектива? Не от ментовских войн, а от гимнастики для ума, когда разгадываешь клубок тайн, приправленный английским юмором? В таком чтении нет ничего предосудительного, и то, что «Мышеловка» в новомосковском театре будет одним из посещаемых спектаклей, не подлежит сомнению. И последнее: мне повезло с актерами - умными, тонкими, профессиональными. Приходите и убедитесь в этом сами.

Татьяна Орловская

Источник

Афиша

Новости